Национальное сокровище России. К концерту памяти Нелли Ли

 

Поет над розою восточный соловей.
А. С. Пушкин

Нелли ЛиЕе называли «азиатской Джокондой», рецензия на одно ее выступление была озаглавлена: «Восточная принцесса русского вокала». Со стороны это может показаться красивым поэтическим образом — не более. Но обратимся к заметкам пианиста Сергея Мальцева, более двух десятилетий выступавшего в дуэте с Нелли Ли в России и за рубежом.

«Урожденная принцесса крови, королевский род, родословная (кажется, двадцать с чем-то колен) восходит к Будде — я сам эту родословную видел. Нелли ее выдал в Корее Королевский дом Ли. Один наш концерт проходил перед торжественным обедом у императора… Учителя — носитель русской школы Е. П. Андреева (ученица С. В. Акимовой, жены И. В. Ершова), Т. Н. Лаврова».
Нелли Ли выступала в самых престижных залах мира, с лучшими отечественными и зарубежными оркестрами и выдающимися дирижерами. Параллельно с преподаванием в музыкальном училище имени Римского-Корсакова, в Санкт-Петербургской консерватории, в ряде университетов Сеула, в Национальной консерватории Кореи Нелли Ли проводила мастер-классы во Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Швеции, Финляндии и Корее.
Певица удостоена многих международных орденов и отличий: в 1992 г. ее имя внесено в Международную энциклопедию «Кто есть кто в музыке» (Кембридж, Англия); в 1993 г. она награждена Международным почетным орденом «За служение музыке» (Кембридж, Англия) и удостоена Оскара «За достижения всей жизни» Американским биографическим центром; в 1995 г. за пропаганду французской музыки Министерство культуры Франции наградило Нелли Ли почетным званием «Кавалер ордена Искусств».
«Всегда рад встречам с Вами и Вашим искусством», — писал Святослав Рихтер. А вот мнение выдающейся певицы Зары Долухановой: «Тот, кому посчастливилось быть знакомым с творчеством Нелли Ли, навсегда останется поклонником ее удивительного дарования. Владея в совершенстве своим чарующим голосом, она еще и удивительный художник, обладающий богатейшим арсеналом выразительных средств: тонкостью нюансировки, стилевым разнообразием — так необходимых для исполнения камерной музыки».
Но вернемся к генеалогическому древу Нелли Ли. Пусть строками из «Автобиографии» продолжит сама певица: «Родители моей мамы были потомками двух знатных родов: бабушка из княжеского рода, называли их “янгбани”, дедушка — потомок императорской династии, правившей в Корее с 1395 года. Встретились и познакомились они здесь в России. В 1917 году на свет появилась моя мама. Будучи уже взрослой, она получила высшее медицинское образование и стала врачом. Папа мой был старше ее на десять лет — красавец, кавалерист, состоял в партии. В возрасте девяти лет я вместе с ними отправилась на Сахалин, где в то время была потребность в различных специалистах, этнических корейцах, для работы с местным населением… На Сахалине я окончила десятилетнюю общеобразовательную школу. В школе всегда пела, запевала в хоре.
Я втайне мечтала учиться музыке, а с другой стороны, хотела быть врачом. Мама настаивала, чтобы я пошла по ее стопам… Я бы так и поступила, если бы не случай. В Южно-Сахалинске жила моя двоюродная сестра, ее муж давал в музыкальной школе уроки игры на скрипке. Он знал о моей тайной страсти к пению… И вот однажды, не сказав ни единого слова, он пришел к нам домой и принес для меня билет в Ленинград… Я поступила в Музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова в класс Екатерины Павловны Андреевой — ей понравилась моя музыкальность. Это стало для меня невероятной радостью, настоящим счастьем… Училище я закончила с отличием… Мои учителя — и Е. П. Андреева, и С. В. Акимова — следили за тем, к кому я поступлю на обучение в консерваторию. Я долго выбирала среди тех профессоров, которые были учениками
С. В. Акимовой. По душе мне была Лаврова Татьяна Николаевна, продолжить обучение я захотела именно у нее.
Жить было трудно, денег всегда не хватало, и я решила зарабатывать пением. Татьяна Николаевна не запретила и, напротив, сказала, что концертная деятельность поможет мне стать более раскованной… В годы учебы я выступала с композиторами — Сергеем Слонимским, Михаилом Феркельманом, Юрием Фаликом, Дмитрием Толстым, Давидом Прицкером. С ними я продолжила выступления и по окончании обучения и объездила весь Советский Союз — от Петербурга до Мурманска и Северодвинска, до Красноярска и других городов Сибири, была в столицах всех союзных республик, часто выступала в Прибалтике, в Киеве…
Но прежде мне пришлось пройти различные испытания. Одним из них стал для меня петербургский климат. Я выработала свой иммунитет к дождливой погоде, мрачному небу, низким температурам. Весьма успешно я окончила консерваторию. Я готовилась отправиться по распределению в Кисловодск, а покидать мой любимый Ленинград не хотелось. Судьба и на этот раз распорядилась так, что я осталась преподавать в родном музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова, а позже и в консерватории, где проработала двадцать лет. И с полной ответственностью могу сказать теперь, что и я представляю собой лицо Ленинграда, а нынче Санкт-Петербурга».
Обратим внимание на последние слова: Нелли Ли с ее природной интеллигентностью, ограненной петербургской культурой, воспитанной и умноженной всем обликом Северной Пальмиры, по праву может быть названа истинной петербурженкой.
Муж Нелли Ли, дирижер Давид Бухин, ныне живущий в США, вспоминает: «Ее человеческий и художественный темперамент не был южным по своему происхождению. Хотя она родилась в Средней Азии и не раз бывала “на югах” в СССР и за рубежом, от обилия солнца и жары не млела. Северо-Запад отвечал ей во всех отношениях, и в исполнительском прежде всего. Суть её союза с питерской хмарью и стужей легче понять, вспомнив притчу о вкусе северных ягод и фруктов, чье преимущество перед южными не измерить процентами сахара и пр.: оно просто богаче вторых во всём, включая и вовсе не биологические категории. Скупость и особая ценность солнца и тепла северных мест звучит какой-то музыкой у человека, могущего оценить это и возвращающего дар природы в искусство. Ничего нового и в том, что “жар холода” в музыке — не метафора. Ее “Снегурочка” в этом смысле была знаковым явлением и трагическим созданием, выделявшимся на фоне традиционных отечественных лирико-колоратурных сопрано россиниевско-алябьевского плана…У Нелли изначально было северное направление в музыке, отвечавшее ее темпераменту… Учась у С. В. Акимовой, с ее “немецким фундаментом”, Нелли попала в среду, которой можно было завидовать, если исходить из философии и этики искусства, а не из соблазна найти профессора — поставщика лауреатов конкурсов».
Напомнить ли, что Петербург, задуманный царем-основателем как «окно в Европу», всегда отличался культурной отзывчивостью, жадной восприимчивостью ко всему новому в искусстве. Наш «восточный соловей» (замечу, кстати, пушкинский эпиграф заимствован из «Песен западных славян»»), Нелли Ли с изяществом и редкой стильностью исполняла произведения французских и немецких композиторов (вот она, школа Акимовой!).
Огромный репертуар певицы расширялся от года к году и в результате охватывал старинную музыку, западноевропейскую и русскую классику, современную музыку и авангард. Нелли Ли принимала участие во многих международных фестивалях. Гастроли в США, Франции, Германии, Англии, Италии, Греции, Нидерландах, Австрии, Швеции, Финляндии, Японии, Южной Корее и в других странах принесли ей международную известность. Особо нужно отметить многократное участие певицы в московском фестивале «Декабрьские вечера», организованном Святославом Рихтером.
Сама же Нелли Ли в уже цитированной выше «Автобиогра-фии» пишет: «Я была строго академической певицей и поначалу исполняла только классику. Хотя еще со времен музыкального училища я интересовалась современной вокальной музыкой, но серьезное внимание уделила ей только в зрелом возрасте. Во всех сферах искусства тогда появились неординарные авторы; в музыке — Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Тигран Мансурян и другие. Я исполняла их произведения».
В течение десяти лет Нелли Ли гастролировала в разных странах мира с Aнсамблем солистов Большого театра под управлением главного дирижера театра Александра Лазарева, исполняя современную музыку. Многие сочинения были написаны специально для Нелли Ли и были исполнены ею впервые. С. Губайдуллина так оценила интерпретацию певицей одного из своих сочинений: «Низко кланяюсь Вам, исполненная глубокого восхищения Вашим глубочайшим проникновением в смысл этой вещи». Не менее высоко ставил интерпретации Нелли Ли и А. Шнитке: «Каждый раз именно ее исполнение моих сочинений, благодаря высоким художественным достоинствам, становилось образцом для последующих исполнителей». С благодарностью обращались к певице Э. Денисов, Б. Тищенко, С. Слонимский, Г. Белов…
Ансамбль Нелли Ли с пианистом Сергеем Мальцевым существовал с 1993 г. В центре их художественных интересов — классика, зарубежная и русская музыка: Моцарт, Шуберт, Шуман, Брамс, Малер, Форе, Дебюсси, Р. Штраус, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев. За этот период музыканты подготовили 12 разных программ, многие из которых оригинальны и объединены общим литературно-музыкальным замыслом. Музыканты дали свыше 100 концертов в России и за границей, сделали ряд записей на телевидении, на радио, с живых концертов и в студии граммзаписи, издали два диска: «Песни ночи» (запись с концерта в Итальянском дворике Музея имени Пушкина в Москве) и студийно записанные «Романсы Рахманинова».

«Ансамбль двух артистов, — писала одна из петербургских газет, — был отмечен высоким единством вдохновенья — единым дыханием простоты и естественности, их диалог был непредсказуем и правдив, как живое человеческое общение. Голос певицы нашел себе в фортепиано достойного собеседника, досказывающего, поддерживающего, раскрывающего тайный смысл слов…»

…Нелли Ли не стало год назад. В субботу 4 февраля 2017 го-
да в Малом зале филармонии пройдет концерт памяти выдающейся певицы. В программе фортепианная музыка Шопена, вокальные произведения Баха, Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова. В ансамбле с профессором консерватории, заслуженным деятелем искусств РФ Сергеем Мальцевым выступят замечательные певицы. Среди них Олеся Петрова — солистка таких оперных домов, как Метрополитен, Мариинский и Михайловский театры; Маргарита Грицкова, поющая ведущие партии на сцене Венской государственной оперы; Елена Горшунова — солистка оперы Дрездена; Виктория Евтодьева — лауреат конкурса имени Чайковского, постоянная солистка Российского ансамбля старинной музыки; Марина Филиппова — известная исполнительница барочной музыки, в прошлом солистка ансамблей «Pro Anima» и «Барокко консорт». В концерте примет участие Диана Черезова (флейта). Это станет приношением не только памяти певицы, но и благодарным венком к посмертному, увы, ее юбилею: на утро после концерта Нелли Ли исполнилось бы 75 лет. Заслуженный деятель искусств РФ, петербурженка по духу, она навсегда останется в анналах нашей культуры национальным сокровищем России.

Иосиф Райскин

Источник:  http://nstar-spb.ru/

 

Вы можете поддержать развитие нашего проекта KorenClubRU http://www.koreanclub.ru/about/donation/ 


0101 Подпишись в Фейсбук на страницу KoreanClubRu 
0101Подпишись в Одноклассниках на страницу Корейский Медиа Клуб (KoreanClubRU)0101